информация   контакты   english   Страничка в Фейсбуке
   
Александр Жерноклюев
  Живопись     На чёрном     Красные матросы     Солнечные люди
 
подробнееподробнееКрасные матросы. Композиция 61 подробнееподробнееподробнее подробнееподробнееподробнее подробнееподробнееподробнее подробнееподробнееподробнее подробнееподробнееподробнее подробнееподробнееподробнее Красные матросы. Композиция 60.подробнее

Красные матросы

   В серии живописных работ "Красные матросы" Александр Жерноклюев соединяет академические традиции школы русского реализма и декоративные приемы модернистского искусства. Объемные фактурные фигуры он помещает в чистое белое пространство холста.
    Используя силу двух цветов - красного и белого - он добивается яркого, почти травматического, визуального впечатления.
    Раздражающий красный рождает энергию, страсть, радость. Белый фон и золотые элементы матросской символики доводят танцующих матросов до абсолютного торжества.
    Матросы куражатся, дурачатся, впадают в эйфорию или задумчивость, они пребывают в своих эмоциях и становятся символами эмоций на пустом стерильном фоне.
    При этом остаются очень реалистичными и традиционными образами для русской живописи.
    Самые знаменитые матросы в русском искусстве - герои фильмов Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" и "Октябрь", классики мирового кинематографа. Благодаря создателю советского кино, матрос стал самым распространенным символом русской революции, выразителем ее сущности и характера, ее "брендом". Не только сплоченность и организованность, даже внешний вид, особый шик фирменной одежды выделяли матросов на фоне серой солдатской и крестьянской массы.
    Собственно, сама русская революция началась с матросского мятежа - знаменитого бунта на военном корабле "Князь Потемкин-Таврический" в 1905 году. Во время революционных событий 1917 года матросы Балтийского флота сыграли решающую роль, приняв активное участие в свержении правительства. Эпоха великих разрушений заканчивались и матрос перешел с палуб кораблей и фронтов гражданской войны на плакат, экран и в советскую живопись.
    Александр Жерноклюев служил на Балтийском флоте - воинская обязанность распространялась на всех советских юношей. Три года - с 18 до 21 - пора безрассудств и куража была им прожита в суровой дисциплинарной и иерархической среде. А потом сам шагнул с палубы на холст. Гротескные образы матросов появились еще в раннем периоде его творчества и со временем эволюционировали в красных неуемных весельчаков, став своего рода брендом его живописи.

Ирина Печникова