Значительное место в творчестве художника занимает рефлексия над живописным наследием. Серия «Исследования старых мастеров» представляет собой аналитическую интерпретацию произведений Веласкеса, Рембрандта, Питера Класса и Виллема Класса Хеды. В портретной серии «Исследования пространства мастерской» художник актуализирует проблематику взаимодействия фигуры и среды. Реальные модели — друзья и знакомые художника — утрачивают психологическую конкретику, превращаясь в условные знаки внутри живописной среды; пространство становится главным носителем смысла. Само понятие «серия» в его практике приобретает процессуальный характер: это не столько законченный цикл, сколько длительная тематическая разработка, способ художественного исследования.
Экспериментальный цикл «Солнечные люди» задуман как этюдный: этюд здесь превращён в сознательный стилистический приём, сохраняющий свежесть восприятия и эффект незавершённости, вовлекающий зрителя в сотворчество. Внутри цикла сосуществуют плакатная декоративность и классическая живописность.
Наиболее репрезентативной для московского периода является серия «Красные матросы», в которой Жерноклюев синтезирует академическую традицию русского реализма с декоративными приёмами модернизма. Объёмные фактурные фигуры помещены в стерильное белое пространство холста; биполярность красного и белого порождает острую визуальную драматургию. Красный — энергия, страсть, радость; белый и золотые элементы — символика торжества. Персонажи серии — куражащиеся, ликующие, задумчивые — становятся не просто образами матросов, а эмблемами эмоциональных состояний в пространстве живописи. Серия является в определенной степени биографичной – художник три года служил на Балтийском флоте ВМС (1978-81гг).
Параллельно с художественной практикой Жерноклюев ведёт педагогическую деятельность: в 2013 году основал Школу современной живописи А. Жерноклюева, активно участвует в благотворительных и образовательных проектах.