АЛЕКСАНДР ЖЕРНОКЛЮЕВ
Жерноклюев А.В. — художник-живописец и график, член Творческого союза художников России.

Образование: Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша (1986).
Год и место рождения: 1961, г. Николаев.
Место проживания и работы: г. Москва.


Работы художника находятся в значимых российских и зарубежных музейных собраниях, среди которых:
– Государственный Русский музей;
– Московский музей современного искусства;
– Белгородский художественный музей;
– Сочинский художественный музей;
– Российская галерея искусств (Севастополь);
– Российский фонд культуры;
– Российская академия художеств;
– Mizel Museum (Денвер, США);
– Музей истории религии и искусства (Киев, Украина);
– Национальный художественный музей Украины;
– Феодосийский литературно-мемориальный музей им. А. С. Грина.

Лауреат премии им. И. Репина Российской академии художеств (2016)

В творчестве Александра Жерноклюева сходятся современность и традиция: имея академическую школу и оставаясь приверженцем фигуративной живописи, художник смело экспериментирует с образом, формой и техникой, создавая собственный изобразительный язык. Через динамичную современную манеру и оригинальные художественные приемы он мастерски трансформирует реалистичную форму в экспрессивно-абстрактную, приглашая зрителя к новому визуальному и смысловому опыту.

В 1982–1986 годах обучался на живописном отделении Симферопольского художественного училища им. Н. С. Самокиша. Уже на стадии профессионального формирования в его художественной практике выявляются принципы, определившие дальнейший пластический язык: разработка плоскости холста через световоздушную перспективу, пространственная организация композиции, акцент на пластике объёмов.

Феодосийский период (1990–1998) становится этапом интенсивного эксперимента. Академический метод постепенно трансформируется в экспрессивный реализм, где предметный мир трактуется ассоциативно-философски, а свет, воздух и фон функционируют как равноправные структурообразующие элементы.
Значительное место в творчестве художника занимает рефлексия над живописным наследием. Серия «Исследования старых мастеров» представляет собой аналитическую интерпретацию произведений Веласкеса, Рембрандта, Питера Класса и Виллема Класса Хеды. В портретной серии «Исследования пространства мастерской» художник актуализирует проблематику взаимодействия фигуры и среды. Реальные модели — друзья и знакомые художника — утрачивают психологическую конкретику, превращаясь в условные знаки внутри живописной среды; пространство становится главным носителем смысла. Само понятие «серия» в его практике приобретает процессуальный характер: это не столько законченный цикл, сколько длительная тематическая разработка, способ художественного исследования.

Экспериментальный цикл «Солнечные люди» задуман как этюдный: этюд здесь превращён в сознательный стилистический приём, сохраняющий свежесть восприятия и эффект незавершённости, вовлекающий зрителя в сотворчество. Внутри цикла сосуществуют плакатная декоративность и классическая живописность.

Наиболее репрезентативной для московского периода является серия «Красные матросы», в которой Жерноклюев синтезирует академическую традицию русского реализма с декоративными приёмами модернизма. Объёмные фактурные фигуры помещены в стерильное белое пространство холста; биполярность красного и белого порождает острую визуальную драматургию. Красный — энергия, страсть, радость; белый и золотые элементы — символика торжества. Персонажи серии — куражащиеся, ликующие, задумчивые — становятся не просто образами матросов, а эмблемами эмоциональных состояний в пространстве живописи. Серия является в определенной степени биографичной – художник три года служил на Балтийском флоте ВМС (1978-81гг).

Параллельно с художественной практикой Жерноклюев ведёт педагогическую деятельность: в 2013 году основал Школу современной живописи А. Жерноклюева, активно участвует в благотворительных и образовательных проектах.